Из чего складывается стоимость компании
Стоимость компании – это аналитический показатель, который определяется расчетным путем исходя из целей проведения оценки. Цена может быть рыночной, ликвидационной, инвестиционной, восстановительной. Различие величины в стоимостных показателях обусловлено применением нескольких подходов, используемых экспертами.
Виды стоимостных показателей
Ответ на вопрос, сколько стоит фирма, зависит от того, какие задачи стоят перед руководством при определении этого показателя. Параметров несколько:
- Рыночная стоимость. Это сумма продажи компании в день оценки. При расчетах учитываются стоимость активов, величина дохода и долговых обязательств. Оценка применяется в тех случаях, когда фирма является предметом залога, когда необходимо оценить эффективность коммерческой деятельности или застраховать бизнес.
Расчет рыночной стоимости производится при планировании проведения сделок с акциями, во время инициирования процедуры банкротства, при разделе имущества и расторжении брака совладельцев компании. Рыночная стоимость определяется независимым оценщиком в случае возникновения споров с государственными службами при конфискации имущества, и в некоторых других случаях.
- Инвестиционная стоимость– сумма средств, которые готов заплатить покупатель бизнеса, исходя из собственных коммерческих целей. Данный показатель может быть выше или ниже рыночной стоимости, при этом инвестор вправе не раскрывать механизм расчета и цели приобретения. Инвестиционная стоимость рассчитывается также при слиянии и поглощении предприятий.
- Восстановительная стоимость. Рассчитывается, когда необходимо определить цену создания аналогичной коммерческой структуры. Этот показатель, называемый также стоимостью переоценки, рассчитывается при страховании имущества, оптимизации системы налогообложения, уточнении стоимости активов.
- Ликвидационная стоимость– минимальный оценочный показатель, сумма продажи бизнеса в рамках срочной реализации. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной цены. Расчет производится при проведении процедуры банкротства, при реорганизации или разделе имущества компании.
Критерии выбора оценочного подхода
Применение одного или нескольких профессиональных подходов зависит от цели проведения оценки. Активы компании рассчитывают с использованием трех основных методов:
- доходный (основа расчета – величина прогнозируемого дохода от основной деятельности);
- сравнительный (стоимость определяется методом сравнения показателей с аналогичными предприятиями);
- затратный (отражает разницу между стоимостью активов и обязательств).
Доходный способ расчета стоимости используют в случае продажи компании и привлечении инвестиций. Сравнительный метод, предусматривающий применение нескольких алгоритмов оценки, ориентирован на стоимость бизнеса компаний-конкурентов. Затратный (имущественный) подход применяют при расчете суммы чистой прибыли, проведении анализа финансовых рисков и прогнозируемой рентабельности.
Этапы проведения оценки
Процедура определения стоимости бизнеса включает несколько этапов:
- формирование цели оценки;
- выбор эксперта (оценочной компании);
- сбор документов для оценщика (учредительные, бухгалтерские, кадровые, банковские и т. д.);
- выбор основного подхода оценки, максимально соответствующего цели процедуры, и вспомогательных методов.
Устанавливаемая для готовых фирм цена формируется с учетом доходного, сравнительного, затратного подхода с применением коэффициентов, отражающих, значимость того или иного показателя. Объективность проведенной оценки зависит от опыта и квалификации эксперта. При выборе оценочной компании важно ориентироваться на репутацию исполнителя, стаж профессиональной деятельности и отзывы на независимых сайтах.